«Мизантроп» (1568)
Притча Питера Брейгеля Старшего о «лицемерной добродетели»
«Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах»
Картина «Мизантроп» — одна из последних картин художника Питера Брейгеля. Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о человеческих пороках, глупости людей и бренности человеческой жизни. На картине изображен молодой злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. Картина «Мизантроп» явно не лишена сарказма и темной иронии. Что хотел выразить своей картиной художник не совсем ясно. Мысль Экклезиаста что наша жизнь — «все суета сует и томление духа»?
Вот что пишет об этих картинах Н.М. Гершензон-Чегодаева в своей книге «Брейгель» (Москва: «Искусство», 1983, с.247–248):
«Работая в последние годы своей жизни над произведениями, всецело посвященными теме судьбы человечества, Брейгель нашел новые формы, адекватные осознанным им в это время по-новому, связанным с этой темой идеям.
Шагающий по «дороге жизни» старый монах-отшельник, в драпирующем его тело монашеском одеянии и низко надвинутом на лицо капюшоне, занимает в ней доминирующее положение. Из-за краев капюшона выступают длинный крючковатый нос старика и остроконечная седая борода; видны также кисти его рук, сложенные в молитвенном жесте, нарочито декламирующем благочестивый характер этого персонажа. Но присущее ему лицемерие недвусмысленно показано тем, что позади из-под монашеского одеяния высовывается красный, имеющий форму сердца, туго набитый кошелек (в связи с этим вспоминают восходящую к Евангельскому тексту сентенцию: «Где кошелек, там и сердце», которую, предположительно, мог иметь в виду Брейгель). Кошелек этот ножом срезает подкравшийся сзади оборванный мальчик-воришка, тело которого заключено в прозрачный шар, символизирующий собой мир.
Перед стариком на дороге, по которой он идет, на том месте, куда он направляет свои шаги, лежат металлические колючки (очевидно, нарочито подброшенные ему ноги), выполняющие роль, аналогичную той, какую обычно выполняют несущие в себе опасность ямы, канавы или водяные провалы в земле. На плоской равнине вдали виднеется маленькая фигурка Доброго Пастыря с окружающим его стадом белых и черных овец, а у горизонта – частый мотив композиций Брейгеля – ветряная мельница.
Внизу под фигурами на земле крупными буквами начертаны на фламандском языке слова: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах». Хотя буквы эти нанесены явно посторонней рукой и очень возможно, что в более позднее время, многие считают, что смысл этой надписи совпадает с тем, что хотел показать художник».
«Что только не было обещано человеку: страна Утопия, коммунистический рай, новый Иерусалим и даже далекие планеты. Но он всегда хотел лишь только одного: собственный дом с садом».